Главная » 2016 » Август » 19 » Нейропсихологическая диагностика и коррекция
17:26
Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропсихологическая диагностика — это безаппаратный, психологический метод исследования, в основе которого лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения). Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 5 до 10 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении образовательной программы (как детского сада, так и школы).

Нейропсихологическая диагностика младшего школьника позволяет узнать, какие функциональные системы оказались недостаточно развиты, понять причины трудностей и найти пути для их преодоления. Диагностика проводится в присутствии родителей в течение одного часа, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается вывод об актуальном состоянии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция состоит из нескольких этапов.

первый этап – беседа с родителями и сбор анамнеза. Необходимо иметь при себе все виды работ ребенка: тетради, рисунки, поделки. Родители заполняют специальный опросник о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе нейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме.

Письменное заключение готовится в течение двух суток и дополнительно оплачивается.

Четвертый этап – цикл коррекционно-развивающих упражнений, состоящий из пяти этапов (пространство и время, восприятие, оптимизация и стимуляция внимания, памяти, мышление и речь). Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Психолог проводит занятия 1-2 два раза в неделю, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Для детей 5-10 лет цикл состоит из 20-25 занятий.

Продолжительность занятия составляет 20-40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Количество коррекционных занятий может варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка.

 

Диагностика проводится всем детям от 4 до 13-14 лет. Коррекционные мероприятия проводятся до 12 лет.

Эффективность  нейропсихологической коррекции возможна, если работа начнется как можно раньше (с дошкольного и младшего школьного возраста).

В результате работы с нейропсихологом ребенок становится более спокойным и усидчивым, у него улучшается память и внимание, школьные уроки усваиваются лучше, а домашние задания выполняются быстрее.

На данный момент нейропсихологическая коррекция - единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с признаками «незрелости» определенных мозговых структур.

По итогам коррекции проводится повторное обследование, нейропсихолог проводит консультацию с родителями, в ходе которой подробно объясняет результаты диагностики, дает общие рекомендации и в случае необходимости намечает дальнейшую программу коррекционно-развивающих занятий.

Нейропсихологическая диагностика проводится повторно каждые шесть месяцев, чтобы в ходе коррекционно-развивающих занятий  отследить динамику развития ребенка.

 

Работа с нейропсихологом эффективна при:

- задержке речевого развития (ЗРР); общем недоразвитии речи (ОНР); задержке психического развития (ЗПР); задержке психоречевого развития (ЗПРР);

- если наблюдаются запинки в речи, логоневроз (заикание), отказ от речевого общения;

- любых нарушениях речевого развития на невротической основе;

- гиперактивности, гипервозбудимости, дефиците внимания (СДВГ),  минимальных мозговых дисфункциях (ММД), пренатальной энцефалопатии (ПЭП), синдроме раннего детского аутизма (РДА).

 

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 9 лет, особенно детям со сложностями:

•в усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет);

•в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуаций, гиперактивность или медлительность);

•недостаточностью пространственных представлений (не может запомнить слева-справа и т.п.);

•у ребенка имеет место обилие сочетательных движений (синкинезий): при удерживании карандаша происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др.

 

Помощь детского нейропсихолога необходима, если ребенок:

•получил родовую травму (или во время беременности был поставлен диагноз гестоз, анемия, а после рождения – гипоксия, асфиксия);

•родился с помощью кесарева сечения;

•имел травмы головы;

•получал общий наркоз;

•мало ползал или не ползал совсем;

•во время двигательного развития до одного года запаздывал или опережал нормативные показатели;

•поздно заговорил;

•с трудом высиживает 15 минут на одном месте, суетлив, выглядит неуклюжим;

•двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;

•невнимателен и часто отвлекается;

•быстро устаёт;

•пропускает и заменяет буквы, пишет их зеркально;

•не любит рисовать, срисовывать, имеются трудности с письмом: буквы разного размера, почерк то улучшается, то ухудшается

•плохо запоминает стихи, не может описать словами увиденную картинку и точно скопировать рисунок;

•не сразу понимает обращённую к нему речь и не сразу откликается;

•пишет и рисует левой рукой;

•роняет предметы, натыкается на углы и вещи, не умеет играть с мячом

•крайне медлителен (может одеваться часами, очень долго обедает, делает уроки и т.п.) или излишне активен

•имеет проблемы с памятью (не может запомнить, где право, где лево, дни недели, времена года),

•плохо усваивает учебный материал и школьную программу (не может освоить навыки чтения, письма, счета);

•плохо адаптируется к школе (наблюдается плаксивость, агрессивность, несдержанность, неуверенность в себе, нежелание идти в школу)

•не собран, самостоятельно не может сесть за выполнение домашнего задания

•начал часто болеть, быстро утомляться

•часто принимал антибиотики;

•имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;

•эмоционально неустойчив

•наблюдается у невролога и имеет в анамнезе ППЦНС, ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР (кроме органического генеза), ЗРР, ОНР.

Просмотров: 327 | Добавил: man460048 | Теги: коррекция, диагностика, нейропсихология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar