17:26 Нейропсихологическая диагностика и коррекция | |
Нейропсихологическая диагностика — это безаппаратный, психологический метод исследования, в основе которого лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения). Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 5 до 10 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении образовательной программы (как детского сада, так и школы). Нейропсихологическая диагностика младшего школьника позволяет узнать, какие функциональные системы оказались недостаточно развиты, понять причины трудностей и найти пути для их преодоления. Диагностика проводится в присутствии родителей в течение одного часа, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается вывод об актуальном состоянии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Нейропсихологическая диагностика и коррекция состоит из нескольких этапов. первый этап – беседа с родителями и сбор анамнеза. Необходимо иметь при себе все виды работ ребенка: тетради, рисунки, поделки. Родители заполняют специальный опросник о развитии ребенка. На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д. На третьем этапе нейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение готовится в течение двух суток и дополнительно оплачивается. Четвертый этап – цикл коррекционно-развивающих упражнений, состоящий из пяти этапов (пространство и время, восприятие, оптимизация и стимуляция внимания, памяти, мышление и речь). Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Психолог проводит занятия 1-2 два раза в неделю, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Для детей 5-10 лет цикл состоит из 20-25 занятий. Продолжительность занятия составляет 20-40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Количество коррекционных занятий может варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка.
Диагностика проводится всем детям от 4 до 13-14 лет. Коррекционные мероприятия проводятся до 12 лет. Эффективность нейропсихологической коррекции возможна, если работа начнется как можно раньше (с дошкольного и младшего школьного возраста). В результате работы с нейропсихологом ребенок становится более спокойным и усидчивым, у него улучшается память и внимание, школьные уроки усваиваются лучше, а домашние задания выполняются быстрее. На данный момент нейропсихологическая коррекция - единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с признаками «незрелости» определенных мозговых структур. По итогам коррекции проводится повторное обследование, нейропсихолог проводит консультацию с родителями, в ходе которой подробно объясняет результаты диагностики, дает общие рекомендации и в случае необходимости намечает дальнейшую программу коррекционно-развивающих занятий. Нейропсихологическая диагностика проводится повторно каждые шесть месяцев, чтобы в ходе коррекционно-развивающих занятий отследить динамику развития ребенка.
Работа с нейропсихологом эффективна при: - задержке речевого развития (ЗРР); общем недоразвитии речи (ОНР); задержке психического развития (ЗПР); задержке психоречевого развития (ЗПРР); - если наблюдаются запинки в речи, логоневроз (заикание), отказ от речевого общения; - любых нарушениях речевого развития на невротической основе; - гиперактивности, гипервозбудимости, дефиците внимания (СДВГ), минимальных мозговых дисфункциях (ММД), пренатальной энцефалопатии (ПЭП), синдроме раннего детского аутизма (РДА).
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 6 до 9 лет, особенно детям со сложностями: •в усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет); •в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуаций, гиперактивность или медлительность); •недостаточностью пространственных представлений (не может запомнить слева-справа и т.п.); •у ребенка имеет место обилие сочетательных движений (синкинезий): при удерживании карандаша происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др.
Помощь детского нейропсихолога необходима, если ребенок: •получил родовую травму (или во время беременности был поставлен диагноз гестоз, анемия, а после рождения – гипоксия, асфиксия); •родился с помощью кесарева сечения; •имел травмы головы; •получал общий наркоз; •мало ползал или не ползал совсем; •во время двигательного развития до одного года запаздывал или опережал нормативные показатели; •поздно заговорил; •с трудом высиживает 15 минут на одном месте, суетлив, выглядит неуклюжим; •двигает ногами, языком, когда пишет или рисует; •невнимателен и часто отвлекается; •быстро устаёт; •пропускает и заменяет буквы, пишет их зеркально; •не любит рисовать, срисовывать, имеются трудности с письмом: буквы разного размера, почерк то улучшается, то ухудшается •плохо запоминает стихи, не может описать словами увиденную картинку и точно скопировать рисунок; •не сразу понимает обращённую к нему речь и не сразу откликается; •пишет и рисует левой рукой; •роняет предметы, натыкается на углы и вещи, не умеет играть с мячом •крайне медлителен (может одеваться часами, очень долго обедает, делает уроки и т.п.) или излишне активен •имеет проблемы с памятью (не может запомнить, где право, где лево, дни недели, времена года), •плохо усваивает учебный материал и школьную программу (не может освоить навыки чтения, письма, счета); •плохо адаптируется к школе (наблюдается плаксивость, агрессивность, несдержанность, неуверенность в себе, нежелание идти в школу) •не собран, самостоятельно не может сесть за выполнение домашнего задания •начал часто болеть, быстро утомляться •часто принимал антибиотики; •имеет повышенный или пониженный мышечный тонус; •эмоционально неустойчив •наблюдается у невролога и имеет в анамнезе ППЦНС, ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР (кроме органического генеза), ЗРР, ОНР. | |
|
Всего комментариев: 0 | |