Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

На чем базируется программа мозжечковой стимуляции с применением специального оборудования Balametrics

В основе программы мозжечковой стимуляции с применением оборудования Balamerics лежит теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия, согласно которой функциональная организация головного мозга включает в себя три блока: 1) энергетический блок, поддерживающий тонус; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль.


Функционально мозжечок обеспечивает любые двигательные акты (непроизвольные и произвольные), эмоциональные компоненты, которые лежат в основе формирования высших психических функций. Мозжечок определяет скорость работы всего мозга, регулирует эмоции, внимание, связь с вестибулярными системами мозга, поддерживающих равновесие и координацию движений.

Червь мозжечка отвечает за стабилизацию центра тяжести тела, равновесие, устойчивость, позу, регуляцию тонуса реципрокных мышечных групп.

Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию и коррекцию. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей.

Мозжечок имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей.

Нарушения мозжечковой системы в онтогенезе человека ведут к серьезным патологиям детского развития: возникают двигательные нарушения в актах, требующих сложных взаимодействий различных сенсорных систем и определенной последовательности активации групп мышц отдельных областей тела. Возможны расстройства речи и фиксации взора; нарушения статики - возможности поддержания стабильного положения центра тяжести тела, равновесия и устойчивости. К расстройствам мозжечковой системы можно отнести атонию (снижение общего тонуса скелетных мышц и силы их сокращения), абазию (нарушение возможности сохранять вертикальное положение при закрывании глаз); атаксию (нарушение координации туловища и конечностей во время ходьбы, "мозжечковая походка"); акиностению (тремор в начале точного движения); апраксию (нарушение опознавания знакомых предметов с помощью движений ощупывания, без участия зрения).

 


Мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Существую несколько видов стимуляции: медикаментозные, физиотерапевтические, электростимуляционные, методики вестибулярной тренировки, компьютеризированные техники. За исключением медицинского подхода, можно выделить три основных вида мозжечковой стимуляции с использованием технического оборудования: 1) использование различных стабилоплатформ для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства (недостаток: стационарность и компьютеризированность, узкопрофильность и специальная подготовка специалиста); 2) игры с применением интерактивных платформ (недостаток: компьтеризированность, виртуальный характер навыков, которые не переносятся в область повседневной деятельности); 3) программа упражнений с применением оборудования Balametrics (достоинства: компактность, доступность, мобильность).


Известно, что вестибулярный аппарат имеет многочисленные анатомические и функциональные связи с различными структурами головного мозга. Вестибулярная система тесно связана с мозжечком. Мозжечок получает поступающую от вестибулярной системы информацию и учитывает ее при формировании различных двигательных актов, координации движений. При нарушенной обработке и интеграции поступающей в мозжечок вестибулярной информации движения становятся плохо координированными, не точными и не плавными. 

Вестибулярная система наравне с мозжечком обеспечивает контроль и управление различными двигательными реакциями, в том числе динамическим перераспределением тонуса скелетной мускулатуры и рефлекторными реакциями для сохранения равновесия тела. Функциональные вестибулярные нарушения приводят к снижению тонуса мышц и повышенной утомляемости и человек прикладывает сверхусилия для удержания позы тела, равновесия и выполнения различных движений.

Нисходящие волокна от вестибулярного аппарата спускаются в спинной мозг к ядрам черепного нерва, обеспечивающих движения глазных яблок и координирующую функцию их поперечнополосатых мышц. Такая связь определяет содружественность движений глаз и сохранение фиксации взора при изменении положения головы. Нарушения этой анатомо-функциональной связи приводят к глазодвигательным нарушениям, проявляющимся в трудности или невозможности слежения глазами за предметом и перевода глаз из одной точки в другую. Это является причиной нарушения координации движений, ориентации человека в пространстве, устойчивости поля зрения, графомоторных навыков.


Проявлениями нарушений в формировании пространственно-временных представлений могут служить:

- несформированность схемы собственного тела ребенка,

- трудности ориентации в пространстве, в частности, определения расстояния до предмета, расположения предметов в пространстве,

- трудности ориентации на листе бумаги,

- снижение социальной адаптации,

- несформированность квазипространственных, топографических представлений.

Вестибулярная система принимает активное участие в работе зрительной системы (расположение предметов в пространстве, собственного тела в пространстве, расстояние между предметами), формировании зрительных образов и представлений, планирование движений, их координация и контроль.

Формирование слуховой системы также не обходится без участия вестибулярной системы (частота звуков, дистанция до носителя звука, расположение звука в пространстве, это позволяет создавать пространственно-слуховую модель мира).

Без вестибулярной информации слуховая система не могла бы организовывать поступающую из внешнего поля слуховую информацию в ритмические структуры, мелодии,ритмы, предложения и эффективно обрабатывать речь.

Вестибулярная система играет важную роль в функционировании лимбической системы, которая отвечает за эмоциональную сферу человека.

При неправильной обработке вестибулярной информации у человека возникает гравитационная неуверенность (чувство страха, тревога, нервное напряжение при нахождении в непривычной позе или когда другой человек пытается изменить положение тела ребенка). Гравитационная неуверенность нарушает формирование ощущения безопасности.

При нарушениях функционирования вестибулярной системы работа всего мозга и всех высших психических функций дезорганизуется. Это подтверждается и обилием симптоматики при неврологических нарушениях вестибулярной системы, к которым относятся: головокружение, нистагм, снижение мышечного тонуса, нарушения походки, равновесия, вынужденное положение головы.

Учитывая важность вестибулярной системы, важно проводить систему коррекционно-развивающих мероприятий (занятия двигательного характера, организованные на неустойчивой поверхности, на которой ребенку необходимо удерживать равновесие для успешного выполнения упражнений).


Принято считать, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, оперирует дискретными понятиями, категориями, последовательно обрабатывая информацию, сопоставляя детали,. систематизируя и преобразуя полученную информацию в речь и письмо. Правое полушарие специализируется на пространственно-синтетических функциях, топографических взаимоотношениях, обеспечивает целостное восприятие мира, обрабатывая информацию параллельно, по многим параметрам.

Функциональная специализация полушарий постепенно формируется в онтогенезе вплоть до 14-15 лет, а по некоторым данным до 18-20 лет.

При органическом нарушении межжполушарного взаимодействия наблюдается характерные сенсорные, двигательные, речевые симптомы, нарушения многих психических функций: аномия (невозможность называния предметов, предъявленных в левой половине зрительного поля или на левую руку у правшей); невозможность прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения, или написать его при наличии такой способности при предъявлении стимула в правое зрительное поле; нарушения реципрокных движений рук и ног; возможность рисовать только левой рукой, а писать - правой у правшей; игнорирование левой половины тела и левой части пространства; модально специфические нарушения (тактильные, зрительные, слуховые) в зависимости от локализации поражения межполушарной комиссуры.

Развитие межполушарного взаимодействия является базисом эффективной работы обоих полушарий мозга и нормативного формирования высших психических функций.

Некоторые исследования подтверждают влияние нарушений межполушарного взаимодействия на возникновение таких расстройств, как аутизм, шизофрения, СДВ.

Поэтому коррекционные занятия выстраиваются таким образом, чтобы стимулировать оба полушария одновременно и развивать межполушарное взаимодействие. Этого легко добиться, применяя в коррекционно-развивающей работе комплекс Balametrics


После удержания баланса на доске и подбрасывания сенсорных мешочков различными способами в течение 10-15 минут, скорость чтения увеличивается на 10-20 процентов, улучшается работа артикуляционного аппарата, зрительного анализатора, улучшаются показатели бинокулярного зрения, зрительной конвергенции, у детей с синдромом СДВГ увеличивается концентрация внимания.

Двигательная деятельность на балансировочной доске повышает эффективность работы нейронов головного мозга; увеличивает общее количество нейронов; увеличивает количество нейронных связей между различными структурами мозга, улучшая интеграцию между ними.


Симметричное расположение секторов позволяет равноудаленно от центра разместить руки ребенка, контролировать расположение рук ребенка в ходе выполнения упражнений, развивать зрительно-моторную координацию, сбалансировать работу двух полушарий мозга за счет одновременной работы обеих рук. Цифры помогают справиться с проблемами зрительно-пространственного характера, помогают в работе с дискалькулией, трудностями в счете, когда ребенок путает правую и левую стороны.


Выполнение упражнений с маятником позволяет развивать крупную и мелкую моторику, координацию, мышечный корсет, способствует снижению гипер/гипотонуса пальцев рук

Использование мяча-маятника .позволяет развивать базовые пространственно-временные представления. Чтобы ребенок мог контролировать амплитудные движения маятника и задавать траекторию его движения, ему необходимо обрабатывать информацию о расположении маятника в пространстве и во времени, вычислять влияние на его траекторию гравитационных и инерционных сил, интегрировать полученную информацию с расположением собственного тела в пространстве и во времени интегрировать движение руки для перехвата мяча-маятника в рассчитанной точке времени и пространства.

Использование мяча-маятника позволяет развивать способности мозга программировать, вычислять, определять нужную траекторию движения мяча-маятника, предсказывать точный промежуток времени его движения из одной точки пространства в другую, что позволяет  позволяет развивать пространственно-временное восприятие мира у ребенка, лежащее в основе функционирования высших психических функций мозга. 


Доски выполняют роль возвращателя для мяча-попрыгунчика, запущенного в сторону одной из них. Использование цифр позволяет корректировать трудности счета, дискалькулию,развивать память, внимание, произвольность,переключаемость