Главная » 2016 » Август » 22 » Как учить уроки с гиперактивными детьми? (рекомендации нейропсихолога Ахутиной Т.В.)
20:21
Как учить уроки с гиперактивными детьми? (рекомендации нейропсихолога Ахутиной Т.В.)

Самое важное - развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока сам ребенок не умеет этого делать, родители должны взять на себя эту функцию. Пока ребенок не научился планировать операции из которых будет состоять вся деятельность в уме, нужно выносить их во вне и подкреплять словами и рисунками. Это будет его опорой. А затем, постепенно убирать эту опору, по мере того, как она начнет становиться не нужной ребенку. Таким образом, постепенно, будет происходить передача ответственности ребенку. Итак...


ПОДГОТОВКА
Выберете день и обратитесь к ребенку со словами: "Знаешь, меня научили, как можно сделать уроки быстро! Давай попробуем сделать их очень быстро? Должно все получиться!"
Попросите ребенка принести портфель и выложить все нужное для выполнения уроков. Предложите сделать рекорд и выполнить все уроки за час (установите свое время). Важно!: время, которое уходит у вас на подготовку - уборку со стола, раскладывание учебников, выяснение заданий, например у одноклассников (т.к. у детей с СДВГ часто не все задания записаны) в этот час не входит. Поэтому начните эту подготовку заранее.

ПЕРВЫЙ ПРЕДМЕТ
Открывай дневник. Что ты будешь делать сначала, русский или математику? (Важно, чтобы ребенок выбрал САМ).

Бери учебник, найди упражнение, и читай его вслух! А я засекаю время с этого момента. (Важно проговаривать ребенку последовательные и краткие инструкции (не большое количество)). "Я не поняла, а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста". (Это важно для того, чтобы ребенок сформулировал задание своими словами и для выяснения того, как он понял задание).

На примере выполнения задания по русскому языку: «Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать! Только давай сначала сделаем это устно: проговори вслух то, что тебе нужно написать. Затем пиши!". Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное - и, когда нужно это записать, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку что он сказал.

Работать нужно не спеша, чтобы не делать ошибок, не торопить ребенка: "Проговаривай как пишешь - Москва, "а" или "о" следующая?" Пусть проговаривает по слогам или по буквам.
"Смотри-ка! Четыре минуты, а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь!" То есть за усилием должно следовать поощрение, поддержка, эмоционально положительное подкрепление. Оно поможет поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. Предложите на второе предложение потратить чуть меньше времени, чем на первое.
Если вы видите, что ребенок начал ёрзать, зевать, делать ошибки - остановите часы. "Ой, я забыла, у меня на кухне что-то не сделано, подожди меня!" Ребенку нужно дать короткую передышку. Но нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за 15.

Далее следует ПЕРЕМЕНА и таймер отключается. Таймер отключается. "Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот". Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.
Когда даете передышку - очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. "Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же!" И опять - читаем условие вслух, проговариваем, пишем.

Когда закончен русский - надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут - как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике...

ВТОРОЙ ПРЕДМЕТ
Также делаем математику."Что задано? Открой учебник!" Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить. "Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется?" Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание.

"Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала?" Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания -это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: "А вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?"

На форму записи нужно обратить особое внимание - после этого ничего не стоит уже записать решение задачи.

Затем проверка. "Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача? Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное!"
Задача сделана - беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: "Потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?" Если видите, что ребенок устает - спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить? Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает - так дело не пойдет.
Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться - пойти в другую комнату, на кухню: но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.  

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.


КАК УЧИТЬ НАИЗУСТЬ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?

Для примера возьмем прозу на иностранном языке - особо сложный для ребенка случай.

Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи - тоже возможно.

Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, - это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть - выработать некоторые клише, не более.

Начинать учить надо вместе. "Прочитай первое предложение. Понятно?" Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.

"Теперь, поучим это так: одно слово - ты, второе слово - я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе."

Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.

"Теперь повторяем: первое слово я, второе ты." Можно где-то подсказать, подсмотреть. "Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую!" Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: "Ты первое или второе будешь вспоминать?"

Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит - будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты - но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой - мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточимся: - и с новыми силами вперед.

Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти - двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.

На этом - остановитесь. Хватит. Перед сном нужно еще раз прочитать текст по шпаргалке. Между заучиванием текста и его повторением обязательно должно пройти не меньше 30-40 минут; лучше - час.

Если вы учите стихи - можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

 

Просмотров: 292 | Добавил: man460048 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar