Главная » 2016 » Август » 19 » Программа сенсомоторной коррекции
14:55
Программа сенсомоторной коррекции

Показания для занятий. Особенное внимание следует обратить на детей с диагнозом задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, задержка психического или психоречевого развития, гиперактивность, дефицит внимания, синдром раннего детского аутизма; если ребенок наблюдается у невролога и имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР (кроме органического генеза), испытывает школьные трудности при освоении чтения, письма, математики.

Для чего нужны дыхательные упражнения. Значение правильного диафрагмального дыхания трудно переоценить. Двигаясь во время дыхания, диафрагма действует на сердце как своеобразный массажер, облегчая ему работу и помогая при снабжении организма кровью. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Глубокое, равномерное диафрагмальное дыхание укрепляет иммунитет, улучшает кровообращение, делает осанку ребенка правильной.

Для чего нужны глазодвигательные упражнения (Имеются противопоказания!).  Глазодвигательные функции одни их ранних сенсомоторных функций в онтогенезе (2-4 мес). Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.

Для чего нужен массаж и самомассаж. Прикосновение к ребенку сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке развития мышц, к снижению восприятия информации, дефектам в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении.

Для чего нужно ползание. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальными ганглиями лимбической системы и мозжечком.

Для чего нужны растяжки. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются.

Для чего нужна релаксация. Перенапряжения и стрессы, часто отражаются на физическом здоровье и самочувствии. Однообразные позы, отсутствие смены деятельности приводят к частому дискомфорту не только в теле, но и отражается на эмоциональном состоянии. Чтобы уметь расслабляться, чувствовать себя уверенно и комфортно, необходимо укреплять взаимодействие тела и разума. Поэтому, когда Ваш ребенок чувствует необходимость успокоиться, прожить трудные чувства, отпустить боль или переживания – упражнения на релаксацию дадут ему ощущение расслабления, безопасности и умиротворения.

Большинство из детей уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, они научатся это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Иными словами, Ваши дети научатся вести диалог со своими мышцами, чтобы они могли расслабляться именно тогда, когда это требуется.

Расслабление как мышечное, так и психическое дается нелегко, поэтому основными условиями выполнения релаксационных упражнений являются терпение и упорство.

 

 

В зоне риска находится ребенок, который:

  • получил родовую травму (или во время беременности был поставлен диагноз гестоз, анемия, а после рождения – гипоксия, асфиксия);
  • родился с помощью кесарева сечения;
  • имел травмы головы;
  • получал общий наркоз; мало ползал или не ползал совсем;
  • поздно заговорил;
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте, суетлив, выглядит неуклюжим;
  • двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;
  • невнимателен и часто отвлекается;
  • быстро устаёт; пропускает и заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • не любит рисовать, срисовывать, имеются трудности с письмом: буквы разного размера, почерк то улучшается, то ухудшается;
  • плохо запоминает стихи, не может описать словами увиденную картинку и точно скопировать рисунок;
  • не сразу понимает обращённую к нему речь и не сразу откликается;
  • пишет и рисует левой рукой;
  • роняет предметы, натыкается на углы и вещи, не умеет играть с мячом;
  • крайне медлителен (может одеваться часами, очень долго обедает, делает уроки и т.п.) или излишне активен; имеет проблемы с памятью (не может запомнить, где право, где лево, дни недели, времена года);
  • плохо усваивает учебный материал и школьную программу (не может освоить навыки чтения, письма, счета);
  • плохо адаптируется к школе (наблюдается плаксивость, агрессивность, несдержанность, неуверенность в себе, нежелание идти в школу);
  • не собран, самостоятельно не может сесть за выполнение домашнего задания; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • эмоционально неустойчив.

 

Стандартная программа может назначаться с 4-5 лет, проводится по 3-4 раза в неделю в течение 30-45 минут.

 

 

 

Просмотров: 681 | Добавил: man460048 | Теги: школьные трудности, аутистикоподобный синдром, СДВГ, гиперактивность, трудности обучения, ЗПРР, ЗПР, Зона риска, аутизм, сенсомоторная коррекция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar